Бутч Виг для радио MAXIMUM

18.06.2021

Мистер Виг, Бутч, для меня большая честь говорить с тобой. Очень рад познакомиться! И добро пожаловать в нашу маленькую студию Радио Максимум здесь в России!

Спасибо, что пригласили.

Знаете, это и правда очень здорово, что мы можем поговорить сегодня – ведь когда в последний раз Garbage были в наших краях, я встретился со всеми остальными участниками группы, кроме тебя. Пришли все: Ширли (Мэнсон, вокалистка), Дюк (Эриксон, гитарист) – вообще все остальные. Я и не надеялся, что смогу встретиться с тобой. Так что для меня, похоже, этот гештальт закрыт (смеётся).

Именно! Прости, что пришлось так долго ждать, но я, наконец, здесь!

Слушай, у тебя такой широкий послужной список: нам нужно поговорить о новом альбоме Garbage и, надеюсь, о парочке других вещей. Мне представилась возможность послушать его, мне прислали ссылку. Давай начнём с его названия. «No Gods No Masters» – «Ни богов, ни правителей». Я прочёл историю о том, как Ширли и остальные участники группы увидели эти слова на здании в Сантьяго, Чили. И эта фраза намного старше, чем кажется. Её использовали анархисты, атеисты и лидеры профсоюзов ещё с 1880-х годов. Альбом как-то связан с историей этой фразы?

В каком-то роде, да. «No Gods No Masters» определённо можно назвать нашим социально-политическим заявлением и, если честно, мы вряд ли сделали бы эту запись 10-15 лет назад. Кажется, что сейчас для него самое время. Мы осознаём, что уже вряд ли попадём в хит-парады на радио, и это полностью развязывает нам руки, мы можем делать всё, что захотим. «No Gods No Masters» — это не только политическое заявление, но и призыв расширить свои возможности и принимать решения. На альбоме много таких вещей. И вот что об этом думает Ширли: попробуй взять контроль над собственной жизнью, посмотри, что творится вокруг и убедись, что ты поступаешь разумно.

Многие песни на альбоме имеют политические оттенки, как ты и сказал. Ещё ты сказал, что вы свободны делать всё, что захотите – если вы не попадёте в топы. А может, и попадёте, может, это будет ещё один неожиданный прорыв, ведь у вас их было немало. Но вот в России я очень часто слышу такое: «Хотелось бы, чтобы музыканты поменьше занимались политикой». Эта мысль звучит очень часто. И вот что я хотел узнать: что вы думаете об этом? Лучше стоять в стороне, или честно высказать свои взгляды?

Ну, понятное дело, что будут такие поклонники Garbage, которым не понравится этот альбом. Это неизбежно. Очень многим людям нужна музыка эскапизма. Они хотят слушать танцевальную музыку, поп-хиты, они не хотят задумываться о том, как сложна жизнь, и я полностью понимаю их. В смысле, у меня самого бывают времена, когда я не хочу ничего знать, не хочу смотреть новости, не хочу всего этого шума из внешнего мира, а просто хочу убежать от всего этого подальше. Думаю, что тут сыграли свою роль и 2020-2021 годы – это одни из самых напряжённых лет на моей памяти. И не только для меня, но и для всего мира. Причём это безумие всё ещё никуда не ушло. Но несмотря на то, что по большей части тексты Ширли всё ещё остры и резки, для нас этот альбом также имеет чуть ли не праздничное настроение. Как я уже говорил, ты принимаешь решения, расширяешь свои возможности. И я надеюсь, что люди, которые послушают эту запись, очень внимательно прослушают и слова песен, ведь там они могут найти что-то, что поможет им расти и становиться сильнее.

Интересное мнение. Ведь несмотря на то, что заглавный трек альбома «No Gods No Masters», звучит как лозунг на митинге, и что за ним стоит очень интересная история, трек звучит очень воодушевляюще! Он очень позитивный в сравнении со многими другими вещами на пластинке. Ты уже упомянул, что этот альбом… Что ты думал, что он окажется более оркестровым, что в конечном итоге он окажется качающим и близким по духе к классическим Garbage. Какая, по-твоему, песня с этого альбоме стоит ближе всего к классическому духу Garbage? А какая, наоборот, совершила мощнейший рывок в сторону?

Занятный вопрос. Думаю, «Godhead» звучит как классика Garbage – этот электронный барабанный бит, и гитара Стива (Маркер, гитарист) в самом начале – всё это очень напоминает мне нашу песню «#1 Crush». А в припеве такие мощные тяжёлые гитары… Там вообще много странных гитарных партий Дюка и Стива. Для меня это настоящая классика Garbage, которая могла бы войти в альбом «Version 2.0». А вот перемены наступают на последней песне, «This City Will Kill You», которая звучит куда более оркестрово и кинематографично. Это одна из первых песен, которую мы написали для альбома, именно поэтому я поначалу думал: «Ого, мы пишем что-то очень красивое и масштабное!» А потом мы пошли другим путём.

(Смеётся) Любопытно – как раз первым, что пришло мне в голову, когда я слушал этот трек, было: «О! А это что-то новенькое! Такого звука я ещё никогда не слышал на альбомах Garbage!» И для меня эта песня стоит ближе всего к тому, что я ожидал услышать. Ведь от записей Garbage стоит ждать экспериментов, ожидай самого неожиданного – таков мой опыт. Например, «Flipping the Bird» – думаю, она стала бы чудесным классическим рок-боевиком старых Garbage. Так вот, говоря о написании песен… Ты сказал, что вы начали с «This City Will Kill You», а потом пошли другим путём. Как вы вообще обычно пишете песни? Кто за что отвечает?

Этот альбом стал первым, за который мы взялись, не имея вообще никаких первоначальных идей. Отправляясь в студию, мы говорили: «Давайте начнём с совершенно чистого листа. Мы провели две недели в арендованном доме в Палм-Спрингс – это в паре часов езды от Лос-Анджелеса. И через две недели мы вышли оттуда с 35 музыкальными фрагментами, получившимися в результате нашего джема. Мы и само слово «джем» ненавидим, потому что оно делает из нас каких-то музыкальных ботанов – а мы, поверь, ими не являемся. Мы берём что-то из этих фрагментов и начинаем строить песню по нашей обычной схеме. Что-то идёт в начало песни, что-то в припев, что-то в куплет. Дюк может предложить рифф, я могу предложить другой ритм, или другую басовую линию, или что-то ещё. А когда мы закончили все партии, Ширли начинает доводить до ума свой текст. Обычно её пение становится для нас ориентиром того, куда нам стоит двигаться в плане звука. Именно поэтому некоторые песни меняются со временем – ведь некоторые первоначальные джемы были намного тише и аморфнее. А затем, когда она дописывала текст, мы с Дюком и Стивом должны были шлифовать музыку, чтобы она соответствовала тому, о чём поёт Ширли.

Ты ещё упоминал, что вы писали всё с 2018-2019 годов

2019 и 2020, да.

Там есть кое-какие интересные моменты в текстах. Песня «Anonymous XXX»: «Не снимай свою маску, не трогай моё лицо» – это написано до 2020 года или после? Вам не казалось, что вы в каком-то роде предвидели то, как всё пойдёт в 2020 году?

Ну, это всё Ширли. Она написала текст для «Anonymous XXX» в 2019-м. Он родился на одном из наших джемов в Палм-Спрингс. Изначально мы видели, что эта песня звучит похоже на что-то из Roxy Music. Я отчётливо слышал это. Когда я слушаю этот трек снова, я могу представить, как Брайан Ферри поёт его, ведь я огромный фанат Roxy Music. Думаю, ты прав – Ширли в каком-то роде видела будущее. То есть, такое происходило и раньше, просто тогда она начала писать об этом песни. Ещё более ироничной ситуация кажется, когда понимаешь, что движение MeToo набрало обороты как раз, когда она писала это.

Ещё немного о будущем – у меня как раз есть вопрос на эту тему. Garbage – группа, которая уже давно находится на рок-сцене. А этот альбом демонстрирует совершенно новый для вас звук. Я читал, что на этот альбом повлияли очень разные вещи, что на нём есть что-то, что вы раньше никогда не делали, и элементы всего этого. Что ты думаешь о будущем рока? Вы видели рок на пике, а сейчас он занимает совершенно другие места в чартах. Каким, по-твоему, будет его будущее? 

Каждые полгода кто-то спрашивает: «Рок мёртв, Бутч Виг?», а я отвечаю: «Нет, рок не мёртв, он просто не на мейнстримном радио». Сейчас есть куча первоклассных рок-групп. Ты же знаешь – все это знают – что музыка движется по кругу. И прямо сейчас в чартах доминирует поп-музыка, RnB, хип-хоп, даже электроника и IDM. Однажды это изменится – как было 30 лет назад, когда вышел Nevermind и перевернул музыку с ног на голову. Это случится снова, просто я не знаю, когда именно. Всегда будут фанаты, которые хотят слушать рок-группы с позицией – с громкими гитарами, тяжёлым грувом, крутизной и позицией.

Следующий вопрос. Я упоминал это в самом начале, когда мы приступили к записи – так здорово наконец-то поговорить с тобой. Ведь у тебя за плечами широчайший продюсерский опыт. Возможно, некоторые из тех, кто смотрит это интервью или читают его по-русски, и не подозревают о твоих заслугах как продюсера. Тебя называют Nevermind Man. Ты же продюсер этого альбома Nirvana, равно как и бесчисленного множества других записей, которые повлияли на то, что мы называем рок-музыкой. Особенно забавно то, что некоторые думают, что ты и сам из Сиэтла – настолько ты влиятелен.

Я не из Сиэтла, верно. Это правда, мне очень повезло, что я могу сидеть на двух стульях – играть в Garbage и других группах, где я был за свою жизнь, а также быть продюсером. Это два разных вида мышления. Когда я продюсер, я работаю с музыкой другого человека, а когда я в Garbage – я работаю над собственной музыкой. Мне невероятно повезло, что я провёл всю свою взрослую жизнь в звукозаписывающих студиях и на сцене. У меня ведь даже хобби нет – я просто одержим музыкой, я всё ещё слушаю очень много новой музыки. Я такой аудиозадрот – посмотри на мою студию, там куча педалей и прочего оборудования, над которым я издеваюсь целыми днями. Я просто люблю это. Я обожаю сидеть в студии каждый день.

В редакторе аудиозаписи не воспроизводятся

У тебя есть что вспомнить о записи Nevermind с Nirvana? У тебя было такое, что ты понимал – этот альбом поменяет облик рок-музыки? Может, есть какие-нибудь интересные истории о Курте? Нашим слушателям будет очень приятно увидеть, что ты связан с таким количеством самых разных музыкантов. Я смотрел видео о том, как ты работал над некоторыми из этих треков, например, «Drain You» – это просто потрясающе. То, как ты руководил этой работой, просто сносит башню. У тебя есть какие-нибудь воспоминания из студии о том времени?

Забавно: когда я вспоминаю все странности, с которыми мы тогда столкнулись… Я и понятия не имел, что эта запись станет настолько успешной по оценкам и продажам, какой она в итоге оказалась. Я знал, что она действительно хороша, потому что группа была очень собранной, когда пришла в студию – они репетировали каждый день на протяжении полугода, и они написали несколько действительно хороших песен. Курт очень продвинулся в умении сочинять мелодии, в работе с аккордовыми последовательностями и во всём остальном. А Дейв Грол – просто один из лучших рок-барабанщиков в мире. Они звучали устрашающе. Но из всех странностей той записи, работа над «Something In A Way» была самой сложной. Мы потратили три дня в студии, чтобы сделать одну песню. Частично из-за того, что она не очень хорошо звучала вживую. Ребята сделали несколько дублей, каждый раз играя всё хуже и хуже. И в конце концов, Курт пришёл в контрольную комнату, лёг на диван позади меня и начал играть на акустической гитаре. И я такой: «Всем стоп! Быстро вышли за дверь!», а потом поднёс к нему микрофон и записал основу песни, пока он лежал на диване – просто гитару и вокал. Он пел еле слышно, словно шептал. И мы построили вокруг этого целую песню, а это было непросто, ведь обычно Крис (Новоселич, басист), Дейв и Курт играли вместе. Дейву пришлось потратить кучу времени, пока он попал в нужный ритм – ведь он никогда не играл под метроном или что-то ещё, так ему удобнее. Потом то же самое нужно было проделать с Крисом на басу – в конце концов, мы выдали нужный результат. А затем – виолончель. А в конце концов мы поняли, что Курт играл на расстроенной гитаре. Как бы то ни было, у нас ушло на это три дня, и думаю, «Something In A Way» была самой сильной песней на этом альбоме. Она почти автобиографична – я могу представить, как Курт был бы отшельником, живущим под мостом у реки. Это очень сильная песня.

Немного ранее ты упомянул два вида мышления – продюсерское и музыкантское. Тебе довелось понять и одно, и другое. В чём разница между этим – запись с продюсером или запись, где ты продюсируешь сам себя, как у вас бывает с Garbage?

Когда я работаю с кем-то ещё, я должен помнить – это их видение и их песни. Так что всё зависит от меня – они пытаются транслировать своё художественное видение. А с Garbage я могу быть продюсером, могу быть звукоинженером, могу быть барабанщиком, могу играть на басу, клавишных или гитаре, я могу заказать вино или ужин – каждый день сидеть на новом стуле. То же самое и со Стивом – мы вносим в группу примерно одинаковый вклад, и это действует освежающе. В отличии от многих других групп, у нас царит демократия. Мы много спорим, а в большинстве других групп есть один человек у штурвала. Так что мне повезло, и я могу держать баланс между двумя вещами – продюсированием и игрой в группе. Они кардинально отличаются друг от друга, и для моей головы

полезно вертеться между ними.

ОК, кажется, наше время подходит к концу. Я хотел бы задать тебе ещё один вопрос. Garbage не раз приезжали в Россию, и вы бывали во многих разных местах страны. Что оставило у тебя наибольшие впечатления о России?

Ох, чувак, мы обожаем играть в России. В первую очередь, для меня Россия – это люди. Я догадываюсь, что Америка и Запад думают о России – ты же знаешь, всё это идёт из новостей, ты постоянно видишь всю это политоту в СМИ. Но я думаю, что у русских людей огромные сердца и море любви к человечеству. Каждый, с кем мы встречались тут, был просто прекрасен. А ещё мы здорово проводили тут время – мы любим пить водку, любим болтать, любим проводить время в ночных клубах. Каждый раз, когда мы приезжали в Россию – это была просто бомба. Надеюсь, мы вернёмся в 2022 году – таков наш план.

Ждём с нетерпением! Спасибо за завтрашний релиз альбома (интервью состоялось 10 июня) – у меня как раз день рождения!

Вау! С днём рождения! Как тебе такой подарочек!

Он шикарен! А ещё подарком для меня стала возможность поговорить с тобой в этот день, Бутч. Просто пообщаться. Я хочу от всего сердца поблагодарить тебя за работу над таким количеством альбомов, которые так сильно повлияли на мою жизнь. Знаешь, за Foo Fighters, за Wasting Light – это прям лучшее из лучшего. Когда мне сказали, что сегодня я с тобой поговорю, я чуть с ума не сошёл от счастья. Это просто восхитительно.

Круто! С днём рождения тебя, чувак!

И если ты когда-нибудь захочешь продюсировать кого-нибудь в России, то я к твоим услугам, у меня есть группа! (смеётся)

Замётано!

Я совершенно серьёзно! (смеётся). Увидишь, когда приедешь сюда в 2022-м!

Так держать, чувак! Спасибо за беседу! Береги себя!

Спасибо, и ты береги себя. Всего тебе хорошего, здоровья, и увидимся, как только ты сюда приедешь. Ты крут, чувак!

Пока-пока!